Тема 2. Информация в экономических информационных системах. Экономическая информация ч.3

Виды экономической информации. Экономическую информацию принято подразделять по следующим основным признакам:
- по отношению к данной системе (месту возникновения и использования) – входная, выходная, внутренняя;
- функциям управления,
- по признаку времени - перспективная (данные прогноза), ретроспективная (учетные данные), текущая – оперативно получаемая информация.
- по функциональным признакам – в зависимости от использования в той или иной подсистеме и задачах (например информация о трудовых ресурсах; финансах, годовой бухгалтерский отчет о деятельности фирмы);
- по характеру источников информации.
Классификация экономической информации по отношению к системе (месту возникновения) включает в себя входную, выходную и внутреннюю информацию.


Входная информация - это информация, поступающая в фирму (структурное подразделение) извне и используемая как первичная информация для реализации экономических и управленческих функций и задач управления.
Выходная информация - это информация, поступающая из одной системы управления в другую. Одна и та же информация может являться входной для одного структурного подразделения как ее потребителя, так и выходной - для подразделения, ее вырабатывающего.
Внутренняя информация - это информация возникающая и использующаяся внутри системы.
По функциям управления экономическая информация разделяется на планово-учетную, нормативно-справочную и отчетно-статистическую.
Плановая (директивная) информация включает в себя директивные значения планируемых и контролируемых показателей бизнес-планирования на некоторый период в будущем (пятилетка, год, квартал, месяц, сутки). Например, выпуск продукции в натуральном и стоимостном выражении, планируемые спрос на продукцию и прибыль от ее реализации и т. д.


Учетная информация отражает фактические значения запланированных показателей за определенный период времени. На основании этой информации может быть скорректирована плановая информация, проведен анализ деятельности организации, приняты решения по более эффективному управлению фирмой. В качестве учетной информации выступает информация натурального (оперативного) учета, бухгалтерского учета, финансового учета.
Например, учетной информацией являются: количество деталей данного наименования, изготовленных рабочим за смену (оперативный учет), заработная плата рабочего за изготовление детали (бухгалтерский учет), фактическая себестоимость изготовления изделия (бухгалтерский и финансовый учет).
Нормативно-справочная информация содержит различные справочные и нормативные данные, связанные с производственными процессами и отношениями. Это самый объемный и разнообразный вид информации. Достаточно отметить, что в общем объеме циркулирующей на фирме информации нормативно-справочная информация составляет 50-60%.
Примерами нормативно-справочной информации могут служить: технологические нормативы изготовления деталей, узлов, изделия в целом; стоимостные нормативы (расценки, тарифы, цены); справочные данные по поставщикам и потребителям продукции и т. д.
Отчетно-статистическая информация отражает результаты фактической деятельности фирмы для вышестоящих органов управления, органов государственной статистики, налоговой инспекции и т. д.


Формами представления экономической информации могут быть:
- алфавитно-цифровая (текстовая) - в виде совокупностей алфавитных, цифровых и специальных символов;
- графическая - в виде графиков, схем, рисунков; а физическим носителем информации - бумага, магнитный диск, изображение на экране дисплея.
По характеру источников информацию делят на первичную и вторичную. Первичная информация получается путем исследования конкретной проблемы, для решения конкретной задачи. При этом для сбора такой информации используются такие пути, как: непосредственное измерение; опрос специалистов-экспертов и обработка экспертных мнений (в случаях, когда непосредственное измерение невозможно или трудновыполнимо), а также путем выполнения расчетных операций по данным полученным первыми двумя путями.


Вторичная экономическая информация – это сведения, собранные ранее для целей, отличных от целей данного исследования. Например, это могут быть данные учета и контроля, бухгалтерские, финансовые, статистические и иные отчеты. Вторичная информация может быть получена из множества разнообразных источников (данных международных организаций, нормативно=технических документов, отчетов различных организаций и т.п.)

Читать дальше:

Тема 2. Информация в экономических информационных системах. Единицы представления экономической информации ч.1



Похожие статьи:

Тема 2. Информация в экономических информационных системах. Экономическая информация ч.1
07 мая 2012,
Под экономической информацией понимается информация, характеризующая производственные отношения в обществе, то есть сведения о процессах производства, обмена, распределения, накопления и потреблени ... Читать полностью

Тема 2. Информация в экономических информационных системах. Экономическая информация ч.2
07 мая 2012,
К экономической информации предъявляются следующие основные требования: точность, достоверность, оперативность. Точность информации обеспечивает ее однозначное восприятие всеми потребителями. ... Читать полностью

Тема 2. Информация в экономических информационных системах Информация вообще ч.2
07 мая 2012,
Информация о материальном объекте может быть получена – путем:наблюдений и экспериментов;вычислений и логического вывода; из документированных, электронных или других источников информации; ... Читать полностью

Тема 2. Информация в экономических информационных системах. Информация вообще. ч.1
07 мая 2012,
С середины XX века информация является общенаучным понятием, включающим в себя обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном ... Читать полностью

Тема 2. Информация в экономических информационных системах. ШУМЫ и фильтры ч.2
07 мая 2012,
Семантический шум – отсутствие смысла в сообщении, т.е. сообщение не расширяет знаний потребителя или это ложное сообщение. Например, при поступлении сообщения о количестве продукто ... Читать полностью