Инновационно-проектный менеджмент в управлении развитием университета

Анализ проблемной области

В настоящее время вузы стали де-факто крупными коммерческими предпри-ятиями, конкурирующими между собой за рынок услуг как перед потребите-лем в лице государства, так и перед юридическими и физическими  лицами. В недалеком будущем к этому добавится конкуренция со стороны зарубеж-ных учебных заведений. Успех на рынке все больше будет зависеть от того, как динамично развивается вуз, какие и как часто появляются качественно новые результаты в его среде, отличающие вуз от конкурентов.

Именно новационная политика ректората Университет, своевременная реакция на изменения окружающей среды делают университет одним из признанных лидеров с развитой материальной, финансовой базой и кадровым потенциалом. Сегодня вуз стал первым университетом в регионе (а, может, и в стране), который сознательно отказывается от экстенсивного пути развития за счет увеличения стоимости обучения, роста контингента студентов и финансовых отчислений филиалов. С полным правом можно говорить, что выбранный путь развития ориентируется на новое качество Российского университета как центра образовательных, научных, культурных и управлен-ческих инноваций. 

Опыт вузов, равно как и других предприятий показывает, что для достиже-ния качественно новых результатов деятельности недостаточно существующей оргструктуры и традиционных подходов в управлении. Очевидно, что сложившаяся  структура и управленческие отношения на любом предприятии обусловлены его текущими, в значительной мере обычными и рутинными за-дачами. Чтобы выйти за рамки этих задач, необходимы независимые от структуры мобильные творческие коллективы, формируемые для выполнения инновационных проектов, и внедрение инновационно-проектного ме-неджмента как метода управления такими коллективами в целях общего развития вуза.

Сегодня в практике деятельности вузов все чаще присутствуют элементы проектного подхода. Однако, чаще всего они носят эпизодический, разовый характер и лишены системного осмысления.  Интеграция известного опыта, формирование системы инновационно-проектного менеджмента, по нашему мнению, может стать основой для новой, соответствующей реалиям времени технологии управления развитием Университет.

Университет в значительной мере подготовлен для того, чтобы стать лиде-ром в этой области, ввиду следующих предпосылок:
- приняты программы развития вуза, которые определяют стратегиче-ские цели, задачи, принципы, планы и направления развития;
- университет фактически имеет значительный опыт выполнения проек-тов;
- создана система финансового сопровождения проектов на основе дого-воров подряда и оказания услуг;
- имеются специалисты, работающие в разных подразделениях, которые должно и можно интегрировать в рамках тех или иных проектов.

Стоит отметить, однако, что персонал вуза не всегда готов к инновационно-проектной деятельности. Так, предложения от подразделений на участие в программе развития ХХХ показали, что чаще преобладают идеи и/или жела-ния улучшить материальную базу, при этом вопросы вида «зачем?», «как окупятся затраты?», «кто и как будет использовать результаты?» прорабаты-ваются недостаточно. Такое отношение к программам развития скорее при-ведет к необоснованным затратам, чем к получению уникальных результатов.
Очевидно, необходима особая корпоративная среда, в которой каждый со-трудник, преподаватель должен стать ответственным участником инноваци-онных мероприятий и процессов управления развитием университета. Фор-мированию такой среды должно способствовать внедрение инновационно-проектного менеджмента.

1. Цель внедрения метода инновационно-проектного менеджмента:
- повышение эффективности использования материально-технических, ин-теллектуальных, административных  ресурсов Университет для достижения качественно новых результатов деятельности университета; формирование нового типа вузовского менеджмента, инновационной среды и инфраструк-туры развития университета в условиях конкуренции на рынке интеллекту-альных, научных, образовательных услуг.

2. Механизм достижения целей – организация управления развитием уни-верситета как управления проектами.
2.1. Под проектом (инновационным) понимается запланированная система мероприятий (действий), направленных на достижение уникального и в то же время конкретного результата в заданный период времени на основе объеди-нения специалистов различных подразделений.

Результаты проекта должны быть новыми, достижение которых в рамках по-вседневной деятельности, сложившейся организационной структуры и функ-циональных обязанностей будет проблематичным, неэффективным или не-возможным.
Результаты проекта должны быть практически важными, предназначаться для использования в существующих (или вновь создаваемых) подразделени-ях университета. 

Результаты проекта могут быть оценены количественно (снижение расходов, рост доходов) и/или качественно (имиджевые).
Примерами таких проектов могут быть: организация телерадиоканала уни-верситета; разработка и внедрение корпоративной информационной системы; разработка Интернет-ориентированных  технологий и комплексов дистанци-онного обучения и т.п.

2.2. Для нормативно-правового обеспечения разрабатывается положение об инновационном проекте.

2.3. Обобщенная технология выполнения проекта включает следующие основные этапы:

- формирование предложений по тематике и целям проектов (инициа-тивными коллективами, по заданию ректората или ученого совета), как правило, на один учебный год;
- разработка технико-экономического обоснования, плана проекта, бюд-жета – организуется менеджером по направлению (как правило, про-ректор, директор института);
- рассмотрение и утверждение проекта (на ректорате);
- выполнение и отчетность в соответствии с планом проекта;
- экспертиза, приемка, внедрение и использование (тиражирование) ре-зультатов внутри существующей или трансформированной оргструк-туры Университет.

2.4. Принципы выполнения проектов:

целенаправленность – проект должен выполняться в рамках утвержденных программ развития Университет и/или соответствовать целям развития, ус-тановленным (ученым советом, ректоратом) на заданный период;

обоснованность – проект должен иметь технико-экономическое обоснование и план, отвечающие на вопросы о необходимости, возможности, рациональности и сроках предлагаемых мероприятий;

бюджетирование проекта – проект должен иметь свой бюджет. Бюджет и технико-экономическое обоснование защищаются на ректорате (совете фа-культета для проектов уровня факультета);

управляемость – проекты должны управляться менеджерами под эгидой проректоров, директоров – топ-менеджеров по направлениям;

контроль и отчетность – топ-менеджеры проектов организуют текущий контроль за выполнением проекта и отчитываются по результатам проекта в соответствии с календарным планом;

функциональный подбор участников проекта – команда проекта подбирается независимо от принадлежности к подразделениям для выполнения опреде-ленных функций в проекте;

использование оргструктуры университета – выполнение проектов органи-зуется на базе существующих (возможно, частично трансформируемых) под-разделений, при этом максимально используется материально-техническая база, имеющаяся в  различных подразделениях;

финансовая самостоятельность – управление финансами проекта, в том числе оплата на основе договоров оказания услуг, в рамках бюджета осуще-ствляется топ-менеджером проекта (ректор, проректор, директор института). Оплата труда топ-менеджеров проектов производится согласно утвержден-ному положению о проектах и фактически будет определяться числом кури-руемых проектов;

обучение персонала – одновременно с организацией выполнения проектов должна формироваться среда для обучения персонала университета проект-ному менеджменту;

3. Результаты, ожидаемые при внедрении метода инновационно-проектного менеджмента:

- формирование инновационной среды университета, появление новых твор-ческих коллективов и нового вузовского менеджмента, повышение уровня адаптации оргструктуры университета к внешним условиям хозяйствования;
- стимулирование появления новых видов услуг, возникновение новых (в том числе коммерческих) предприятий;
- появление в университете развитых служб сопровождения проектов (эко-номического, правового, информационного, рекламного) и формирование инфраструктуры для поддержки инновационно-коммерческих предприятий (университетского «бизнес-инкубатора»);
- стимулирование труда – все прибавки заработной платы сотрудники полу-чают за конкретный, видимый результат;
- повышение инвестиционной привлекательности вуза, расширение видов деятельности и оказываемых услуг;
- повышение конкурентоспособности на рынке научных, образовательных, интеллектуальных услуг;
- переход на качественно новый уровень управления вузом.

4. Проекты в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)

В настоящее время сфера ИКТ, в частности, область программных систем и комплексов, наиболее подходит для внедрения проектного подхода. С одной стороны, сегодня практически любое направление вузовской деятельности для своего развития требует внедрения информационных технологий; с дру-гой стороны, создание любого научного, образовательного, управленческого программного комплекса требует команды, включающей специалистов раз-личного профиля из разных подразделений.
Проекты в сфере ИКТ  могут оказать существенное влияние на инновацион-ную среду вуза и управление его деятельностью.

При этом в Университет до сих пор имеется существенный резерв для развития в данной области - суще-ствуют программные разработки, которые выполнялись разрозненно, как правило, студентами без общего системного проекта и должной интеграции, но информационной системы управления, как таковой, в Университет не соз-дано. В то же время имеются и специалисты, и стремление, и опыт работ в этой области. Требуется организация взаимодействия этих специалистов в рамках конкретных проектов.

Сегодня основополагающим ядром для организации и ведения проектов в области программирования может стать лаборатория программных систем. Для работы такой лаборатории можно предложить следующие организаци-онные решения:

- лаборатория организуется как самостоятельное подразделение, подчи-ненное профильному проректору;
- штатные ставки программистов лаборатории формируются путем пе-редачи ставок инженеров-программистов из ЦИТ;
- к основным направлениям деятельности (проектам) лаборатории отно-сятся следующие: «Корпоративная информационная система управле-ния учебным процессом», «Информационная система управления ад-министративно-хозяйственной деятельностью», «Образовательные программные системы  и технологии», «Студенческие разработками программных систем»;
- лаборатория организует подготовку и выполнение проектов, внедрение результатов проектов и подготовку их коммерческого использования вне университета. Для этого формируются творческие коллективы из сотрудников университета, преподавателей, студентов, сотрудников иных предприятий. Участие  в проекте оплачивается на основе догово-ров подряда (договоров услуг) на основании утвержденных бюджетов проектов;
- лаборатория взаимодействует с подразделениями, для опытного вне-дрения результатов проектов и предлагаемых организационных реше-ний, связанных с использованием ИТ в управлении, могут организовы-ваться экспериментальные площадки (в качестве такой площадки предлагается один из учебных институтов Университета).

 

(C) Глухих И.Н., Зыков В.В., 2004


Приложение.
Иерархическая система
инновационно-проектного менеджмента

инновационно-проектный менеджмент
 



Похожие статьи:

О формировании инновационной образовательной среды в институте математики, естественных наук и информационных технологий
20 мая 2013,
Институт математики, естественных наук и информационных технологий (ИМЕНИТ) образован в Тюменском государственном университете весной 2011 года. Объединив в себе крупные учебные подразделения униве ... Читать полностью

Введение
Вводная статья к теме «Информационное общество и проблемы прикладной информатики». 22 марта 2013,
Шапцев Валерий Алексеевич, д.т.н., профессор. Тюменский государственный университет, г.Тюмень Информационное общество и проблемы прикладной информатики Цель дисциплины «Информац ... Читать полностью

День - Блокчейн в Тюмени
В Тюменском государственном университете прошел первый День-блокчейн, организованный группой «Центр компетенций Цифровой экономики» 28 ноября 2017,
Блокчейн проникает в сферы бизнеса  21 ноября в Тюменском Государственном университете прошел первый День-блокчейн, организованный группой «Центр компетенций Цифровой экономики» ... Читать полностью

Нейросети контролируют территории и стройплощадки, искусственный интеллект принимает решения
Компания «Стрэйтинтел» провела испытания искусственной нейронной сети для контроля территории. Нейросеть подключаясь к камерам наблюдения автоматически обнаруживает посторонние предметы, людей, транспорт и т.п. в контролируемой зоне. В случае обнаружения проблемной ситуации искусственный интеллект системы мониторинга и принятия решений выдает рекомендации для ее устранения. 09 декабря 2022,
Тюменская компания «Стрэйтинтел» провела испытания искусственной нейронной сети для контроля территории. Нейросеть подключаясь к камерам наблюдения автоматически обнаруживает посто ... Читать полностью

Уточним понятие «прикладная информатика»
22 марта 2013,
Прикладная информатика – это высокотехнологичная, наукоемкая и инновационная сфера деятельности, использующая самые последние достижения в области информационно-коммуникационных технологий и ... Читать полностью