
О формировании инновационной образовательной среды в институте математики, естественных наук и информационных технологий
Институт математики, естественных наук и информационных технологий (ИМЕНИТ) образован в Тюменском государственном университете весной 2011 года. Объединив в себе крупные учебные подразделения университета, институт стал уникальным научно-образовательным комплексом, который объединяет в себе подготовку по более, чем тридцати направлениям и специальностям на всех уровнях образования. Интересно, что многие из образовательных программ института напрямую связаны с теми направлениями и технологическими платформами, которыми сегодня относятся к числу наиболее важных для инновационного развития России.
Формирование инновационной образовательной среды института – дело непростое и крайне важное.
В первую очередь уточним используемое здесь понятие «инновационной образовательной среды». Сегодня чаще ее трактуют как образовательную среду, начиненную инновационными технологиями и методами обучения, во множество которых включают как использование информационных и дистанционных технологий, так и различные методы активного обучения. Иначе говоря, речь идет о педагогических инновациях.
Несколько иной взгляд на проблему основывается на постановке конечной цели вузовского обучения – не только подготовить кадры для современного производства или для научных центров, учебных заведений и др., но подготовить выпускников как инноваторов, то есть людей, способных порождать, находить, воплощать в жизнь инновации.
Результатом деятельности инноватора становятся инновации – продуктовые, технологические (процессные), организационные, маркетинговые. При этом сам характер термина «Инновация» предполагает:
- наличие новшества (необязательно уникального, но и, возможно, субъективно нового для данного предприятия);
- доведение этого новшества до той стадии, когда оно становится понятным, полезным и востребованным потребителями.
Создание инновации отличается от генерации идей, изобретательства, научного исследования или, скажем, технологической деятельности специалиста. Точнее, инновация в той или иной степени должна вбирать в себя эти элементы, как этапы деятельности.
Отсюда напрашивается вывод – компетенции выпускника-инноватора должны лежать в области интеграции различных знаний, навыков и умений, принадлежащих, возможно, разным сферам деятельности. С другой стороны, среди таких компетенций должны присутствовать компетенции, инвариантные предметной области:
- способность к выявлению проблем и методов их решения;
- творческая самостоятельность, умение критически взглянуть на существующее положение дел;
- адаптивность к меняющимся условиям и технологиям жизнедеятельности в современном обществе;
- способность и готовность к непрерывному образованию, самообучению;
- способность работать в команде, участвовать в проектной деятельности, в первую очередь, в разработке и реализации инновационных проектов.
Проектная деятельность, в ходе которой студенты участвуют в разработке и реализации инновационных проектов, представляется наиболее важным компонентом инновационной образовательной среды, формирующей выпускников-инноваторов. Число таких проектов, их финансовая, социальная результативность могут стать теми критериями, по которым можно судить не только о компетенциях самого инноватора, но и о степени развития инновационной среды вуза.
С учетом этого инновационную образовательную среду вуза можно определить как среду, создающую условия и стимулы для разработки и реализации (студентами, аспирантами, преподавателями) инновационных проектов (речь может идти и о «ненастоящих», учебно-тренировочных инновационных проектах).
Создание такой среды для выращивания инноваторов должно: а) ориентироваться, главным образом, на молодежь (студентов, аспирантов, выпускников, молодых ученых); б) вбирать в себя лучшие практики, применяемые в организации вузовской научно-исследовательской работы, учебного процесса, внеучебной деятельности.
Интеграция этих практик порождает новые формы мероприятий, которые традиционно используются в одном и не используются в другом виде деятельности (вместо научного семинара – соревнование бизнес-идей; вместо защиты выпускной работы – командная защита инновационного проекта и т.д.).
Формирование инновационной образовательной среды невозможно без комплекса мер, вносящих изменения и, в то же время, консолидирующих различные аспекты деятельности института. В частности, предлагается следующее:
- увеличить в учебных планах разных направлений подготовки число дисциплин, направленных на освоение инновационного предпринимательства, методов генерации идей, поиска решений, управления проектами;
- предусмотреть в учебных планах дисциплины, которые должны предлагаться участникам проектных команд при выполнении ими инновационных проектов, и программы которых должны формироваться под содержание проекта;
- создать кроссдисциплинарные рабочие программы, направленные на ознакомление с перспективами технологий в областях, смежных с направлениями подготовки студентов;
- предусмотреть альтернативные способы набора студентами объема зачетных единиц, необходимого для успешного освоения образовательной программы;
- внести изменения в систему рейтингования студентов, вводя показатели инновационной активности;
- проводить семинары бизнес-идей и праймериз проектов с привлечением участников из школ и других вузов (в том числе, из других городов), экспертов и представителей бизнес-сообщества;
- организовывать инновационные сессии с привлечением представителей венчурных фондов, технопарков, предпринимателей;
- расширять практику мастер-классов, встреч с инноваторами, предпринимателями, в том числе, непосредственно в ходе учебных занятий;
- проводить конкурсы инновационных проектов с отбором команд для их финансирования и сопровождения на разных этапах реализации проекта;
- организовывать участие проектных команд института в стартап-мероприятиях (конкурсах, выставках, встречах инноваторов) других вузов России, технопарков, бизнес-инкубаторов;
- формировать инновационную культуру, популяризировать инновационную деятельность, в том числе организуя фестивали, выставки, публикации в СМИ, на ТВ и т.п.;
- обеспечить материальное стимулирование сотрудников, преподавателей, активно участвующих в подготовке и реализации инновационных проектов. Разработать систему показателей для персонального рейтинга преподавателей и рейтинга кафедр в контексте задач инновационной деятельности.
Безусловно, в инновационной образовательной среде не обойтись и без педагогических инноваций. Применение интерактивных методов при изучении отдельных дисциплин будет способствовать не только приобретению нужных профессиональных знаний, навыков и умений, но и формировать необходимые компетенции инноватора.
Говоря об инновационных проектах нельзя забывать и о вопросах, связанных с экономическим обоснованием проекта, бизнес-планированием, привлечением инвестиций. Даже акцентированная подготовка студентов ИМЕНИТ к инновационной деятельности может быть недостаточной для успешного решения эти вопросов. Расширение спектра нужных компетенций проектной команды может быть достигнуто за счет привлечения в нее студентов других институтов университета, в частности, обучающихся по направлениям «Экономика», «Менеджмент».
Важным является и организация процессов преобразования проектов в действующий инновационный бизнес, что невозможно без серьезной поддержки всей инновационной инфраструктуры университета.
Таким образом, задачи формирования инновационной образовательной среды в институте становятся частью задач общего инновационного развития университета как современного научно-образовательного комплекса.
И.Н.Глухих
Читать еще #a href="http://www.systematy.ru/articles/innovatsii_i_podgotovka_it-spetsialistov_kak_udovletvorit_sovremennyim_trebovaniyam"#Инновации и подготовка ит-специалистов#/a#
Похожие статьи:
Инновации и бизнес в информационных технологиях - программа с Фондом В.Потанина | |
![]() | 20 декабря 2017, |
В Институте математики и компьютерных наук Тюменского государственного университета разрабатывается магистерская программа с таким названием. Руководитель магистерской программы - заведующий ... Читать полностью |
Проектная сессия искусственного интеллекта - 2022 | |
![]() | 16 января 2023, |
20 декабря в одной из лучших аудиторий ТюмГУ – лекционном зале имени профессора А.Н. Дегтева при полном аншлаге прошла проектная сессия Искусственного интеллекта. Студенты кафедры Информацион ... Читать полностью |
День - Блокчейн в Тюмени | |
![]() | 28 ноября 2017, |
Блокчейн проникает в сферы бизнеса 21 ноября в Тюменском Государственном университете прошел первый День-блокчейн, организованный группой «Центр компетенций Цифровой экономики» ... Читать полностью |
Уточним понятие «прикладная информатика» |
22 марта 2013, |
Прикладная информатика – это высокотехнологичная, наукоемкая и инновационная сфера деятельности, использующая самые последние достижения в области информационно-коммуникационных технологий и ... Читать полностью |
Инновационно-проектный менеджмент в управлении развитием университета | |
![]() | 03 июня 2013, |
Анализ проблемной области В настоящее время вузы стали де-факто крупными коммерческими предпри-ятиями, конкурирующими между собой за рынок услуг как перед потребите-лем в лице государства ... Читать полностью |